Перекопский вал

Рейтинг
0.0
Красота
0.0
Доступность
0.0
Понравилось
0.0
Перекопский вал 0Перекопский вал 1Перекопский вал 2Перекопский вал 3Перекопский вал 4Перекопский вал 5Перекопский вал 6

На северной оконечности Крымского полуострова с древнейших времён располагается грандиозное фортификационное сооружение – высокий вал с довольно глубоким рвом перед ним. Своё название – Турецкий вал – это сооружение получило в позднем средневековье во времена Крымского ханства, восстановившего и укрепившего вал для использования в своих оборонительных целях. 

Выдающимся этот памятник фортификации, второе название которого – Перекопский вал, делают его размеры. Вал пересекает перешеек, соединяющий полуостров с континентом и в настоящее время его длина более восьми километров, ширина 15 метров, а высота около 20 метров. Находящийся перед валом ров имеет глубину порядка 10 метров и ширину 20 метров. Вероятно, в древние времена сооружение проходило от Каркинитского залива Чёрного моря на западе до Азовского (в древности Меотийского озера) на востоке. Ров же мог служить в качестве канала между морями и давал возможность проводить здесь небольшие суда.

Однозначно, Турецкий вал является очень древним сооружением. Однако соотнести время его постройки со временем существования на этих территориях какого-либо из народов весьма сложно. Существует несколько наиболее распространённых версий о его принадлежности. По первой из них возведение вала стоит приписать киммерийцам, населившим Крымский полуостров за несколько сот лет до нашей эры (8-7 век до н.э.) и опасавшихся вторжения скифов.

По второй версии строителями колоссального оборонительного сооружения следует считать именно скифов. Этот вариант выглядит весьма правдоподобно, т.к. во 2 веке до н.э. на полуострове образовалось очень сильное скифское государство, способное на такие масштабные строительные проекты, примером которых служат внушительные валы и рвы вокруг скифских городищ. 

Некоторые исследователи допускают возможность постройки сооружения на перешейке ещё двумя великими цивилизациями: греками или римлянами. Во времена греческих городов-государств, находившихся на берегах Чёрного и Азовского морей канал могли использовать как торговый путь, а вал для его охраны. В пользу существования здесь канала говорят некоторые сохранившиеся письменные и картографические источники. Римляне же известные строители укреплений и тоже могли поучаствовать в строительстве во времена покорения Херсонеса и Боспорского царства Римской империей. Однако нельзя отрицать и возможность использования греками и римлянами уже существовавшего до них фортификационного сооружения.

Итак, в первом этапе истории Турецкого вала могло поучаствовать несколько народов и как возможные его строители и как эксплуататоры уже построенного. К средним векам (примерно 10 век н.э.), во времена Византийской империи, моря уже давно обмелели, канал перестал существовать, а ров потерял свою фортификационную функцию. 

Второй этап жизни Турецкого вала относится к 15-18 векам, когда полуостров стал территорией Крымского ханства. С конца 15 века Крымское ханство попало под влияние оттоманской Порты. Татары в союзе с турками взялись за возведение оборонительных сооружений по всему полуострову. Турецкий вал (тогда и получивший своё название) был восстановлен, укреплён и превращён в более чем восьмикилометровый оборонительный рубеж, протянувшийся от Каркинитского залива до Сиваша и отделившего фактически христиан от последователей ислама.

Укрепления на перешейке имели важнейшее стратегическое значение во времена походов татарского войска на север и в период русско-турецких войн. На протяжении всего рубежа были возведены каменные башни, а в центре построили крепость Ор-Капу (татарское название - Ферх-Кермен, славянское - Перекоп). Крепость не раз была разрушена в ходе войн и отстраивалась заново.

В первой половине 18 века Перекопский оборонительный рубеж составляло несколько бастионов во главе с крепостью, соединённых восемью километрами вала со рвом. Северная часть вала, а также южная стенка рва были облицованы камнем. Через ров существовал проезд в ворота крепости по подъёмному мосту. В крепости всегда находился гарнизон, а на вооружении была артиллерия. Позже, после очередной войны, к крепости были добавлены ещё две линии валов и несколько бастионов.

Крымское ханство перестало существовать в 1783 год, на следующий год в крепости Ор-Капу обосновался русский гарнизон и крепость переименовали в Перекопскую. После очередной русско-турецкой войны в 1806-1812 годах линия укреплений потеряла свою значимость, а позже и вовсе была упразднена. Со временем местное население разобрало стены каменных сооружений на строительный материал. К настоящему времени сохранились лишь остатки одного из турецких бастионов. 

В последнем этапе "фортификационной жизни" Турецкий вал служил линией обороны во время Гражданской войны и Второй мировой войны в 20 веке. В гражданскую войну здесь закрепились отступавшие на Крымский полуостров части белогвардейской Добровольческой армии. Оборона строилась на основе вала. Вокруг были протянуты несколько линий окопов, укреплённых пулемётами и артиллерией. Во Вторую мировую на Турецком валу появились ещё и долговременные железобетонные укрепления, сохранившиеся до сих пор.

Город:
Армянск
Рейтинг
315
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...