Реставрация и дополненная реальность: планы нового руководителя "Херсонеса"
Недавно директор «Херсонеса Таврического» Светлана Мельникова покину свой пост. С 11 декабря она возглавила Владимиро-Суздальский музей-заповедник, которым руководила до переезда в Севастополь. Вместо нее управлять севастопольским объектом (пока в качестве врио директора) будет Елена Морозова, которая приехала из Санкт-Петербурга. О своих первых шагах в новой должности она рассказала корреспонденту РИА Новости Крым.
— Елена Александровна, кто предложил вам возглавить «Херсонес Таврический» и почему?
— Вы долго думали над этим предложением?
— Думала не долго. Во-первых, для меня это была лестная история. «Херсонес» хоть и находится в самом миниатюрном субъекте РФ — Севастополе, но даже по меркам большой России это великий музей, особенно с точки зрения исторического наследия — это и Античность, и Византия, и история Древней Руси, и средних веков, это и современность, и огромные площади, и большой коллектив. Кроме того, меня поддержала семья. Супруг мне сказал: два раза таких предложений не делают.
— Вы рассматриваете назначение как ступеньку в карьерном росте?
— И как карьерный рост, и как большое доверие. Я и до назначения знала, что такое «Херсонес». Приезжала сюда и во времена Украины, и после возвращения Крыма в состав России. Но то, каким я увидела заповедник, когда приехала сюда 20 ноября, меня впечатлило еще больше.
— А что вас впечатлило?
— Масштаб музея. Мощная археология, экспозиции. 12 лет тому назад, когда я была здесь впервые, меня больше интересовал Свято-Владимирский собор, сам музей в меньшей степени. Тогда на меня территория городища не произвела такого мощного впечатления, как сейчас. Мне кажется, что музей должен тебя удивить с первой секунды. Должно быть сильное первое впечатление. А уже потом посетитель постигает тайны музея, его экспонаты. Именно тогда момент просвещения становится важным. Поэтому в этом году была проделана большая работа по входной группе — парадным воротам музея. И это дало результат.
— Вы находитесь в Севастополе уже больше месяца, что вы смогли понять о городе, музее, ваших новых коллегах?
— Вам уже рассказали об особенностях работы в Севастополе? Во времена Украины были одни «правила игры», теперь же совершенно другие, а менять привычки людей непросто.
— Я бы назвала это не правилами игры, а законами. Музей сейчас живет в рамках законодательства Российской Федерации, и работать мы будем по закону. Изначально я приехала сюда в качестве первого заместителя директора. Мне очень помогло, что в течение месяца я была первым заместителем директора. Светлана Евгеньевна (Мельникова — бывший руководитель «Херсонеса Таврического») не скрывала от меня ни одного своего шага. Я была свидетелем всех совещаний: и с коллективом, и с подрядными организациями, с которыми мы работаем. Она позволяла мне прикоснуться и к текущей документации. За этот месяц я не вошла в глубинные аспекты, но представление о хозяйственной деятельности музея, о том, какой это огромный организм, уже есть. Раньше я видела только городище, и не имела понятия о Херсонесском хоре. Теперь я понимаю, что Херсонес — это градообразующий музей, потому что он в какой-то степени участвует в формировании этого города. Старинные усадьбы, античные памятники разбросаны по всему Севастополю.
— Какие основные столпы развития «Херсонеса Таврического» вы для себя определили?
— На каком этапе создание духовно-просветительского центра, инициатором которого выступил президент России Владимир Путин?
— В январе к нам приезжают представители Фонда гуманитарных проектов (будет реализовывать проект), с которыми мы будем обсуждать план освоения территорий, переданных министерством обороны для создания духовно-просветительского центра. На этих землях мы должны будем произвести и археологические изыскания — памятники ни в коем случае страдать не должны. Мы будем обсуждать размещение центра. Основные требования к проекту — комфорт, современные технологии, логичная инфраструктура.
— С жителями города будет обсуждаться внешний вид знания центра?
— Я уверена, что обсуждение будет, и что это будет привлекательный объект для горожан.
-Раньше крымская епархия претендовала на большинство зданий заповедника. Как складываются ваши отношения с церковью, в частности, с настоятелем Свято-Владимирского собора Сергием Халютой?
— Расскажите о планах развития удаленных территорий заповедника: крепостях Чембало и Каламита.
— Это будут отдельные блоки в концепции развития «Херсонеса Таврического». Каждый наш сотрудник понимает, что Чембало является ресурсом экономического развития музея. Это очень притягательное место для туристов, но крепость должна быть доведена до экспозиционного совершенства, чтобы любоваться ею было приятно, привлекательно и безопасно. Не говоря о том, что нужно провести все необходимые работы для сохранения этого памятника. Крепость находится в открытом экспонировании — на нее влияют и атмосфера, и люди. Наша задача — провести все необходимые работы по музеефикации, консервации, реставрации объекта, создать условия для безопасности, чтобы сделать Чембало достойным объектом туристического показа. Наша мечта — создание музейно-информационного центра в Балаклаве, где бы находился наш выставочный зал, наши музейщики, и откуда бы мы начинали экскурсии перед подъемом к самой крепости Чембало.
— Когда это может быть реализовано?
— Я надеюсь, что министерство культуры поддержит наши идеи. Думаю, в 2019 году мы начнем проектную работу. Это все не быстро: должны отработать эксперты, мы должны получить заключения, утверждение проекта, только после этого начнется работа руками.
— Планы по крепости в Инкермане?
— Со временем эти территории будут огорожены, появится плата за вход?
— Посмотрим.
— Будет ли введена плата за вход в «Херсонес» для севастопольцев?
— Сейчас пока я не намерена что-либо менять. Пока мы не будем вводить плату для севастопольцев. Хотя планируется повышение платы для гостей — примерно вдвое (со 100 до 200 рублей за вход). Мы следуем за экономикой и наблюдаем за ценовой политикой музеев России. Поймите, каждый билет для нас — это благодарность и помощь музею. Мы бесконечно уважаем гостей, и очень им рады, мы будем продумывать систему преференция для наших постоянных посетителей и туристических компаний. Будет обоюдовыгодное сотрудничество.
— Светлана Мельникова прекратила практику купания в Херсонесе. Как вы относитесь к этому?
Биографическая справка
Елена Морозова родилась 7 февраля 1972 года в Ленинграде.
Окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, кафедра истории мировой культуры, специалист по музейному делу и охране памятников.
С 2001 по 2014 год работала в Государственном музейном агентстве Ленинградской области, дирекция музеев (30 филиалов), заместителем директора по экскурсионно-выставочной работе.
С 2014 по 2017 годзанимала должность заместителя начальника службы профориентации и просветительской деятельности Государственного унитарного предприятия «Водоканал» (Санкт-Петербург). Возглавляла профсоюз информационно-образовательного центра водоканала.
С 2017 по 2018 год работала в Государственном музейно-выставочном центре заместителем генерального директора по научно-просветительской и экспозиционно-выставочной деятельности.
11 декабря 2018 года назначена врио директора Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический».